Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Game Development
  2. Tile-Based Games

Создаем 2D игру "Сокобан" в Unity

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:

Russian (Pусский) translation by Dmitriy Sirosh (you can also view the original English article)

Final product image
What You'll Be Creating

В этом учебном пособии мы будем изучать подход к созданию игры "Сокобан" или, игры в которой игрок передвигает ящики, с использованием логики на основе тайловой графики и двумерного массива для хранения данных уровня. Мы используем движок Unity для разработки и C# в качестве языка сценариев. Пожалуйста, загрузите исходные файлы, поставляемые вместе с этим руководством.

1. Игра Сокобан

Некоторые из нас, возможно, не играли в вариант игры "Сокобан". Оригинальная версия может быть даже старше вас. Для получения подробной информации посетите страницу википедии. По существу, у нас есть игрок или элемент, управляемый пользователем, который должен выталкивать ящики или подобные элементы на свой конечный тайл.

Уровень состоит из квадратной или прямоугольной сетки тайлов, где тайл может быть блокирующим или неблокирующим. Мы можем ходить по неблокирующим тайлам и толкать на них ящики. Специальные проходимые тайлы будут помечаться как конечные точки назначения, в которые ящик должен в конце концов переместиться, чтобы завершился уровень. Игроком обычно управляют с помощью клавиатуры. Когда все ящики достигли конечной точки назначения, уровень завершен.

Разработка на основе тайловой графики по существу означает, что наша игра состоит из множества тайлов (клеток), распределенных заранее. Элемент данных уровня будет представлять, как должны быть распределены тайлы для создания нашего уровня. В нашем случае мы будем использовать квадратную, тайловую сетку. Вы можете прочитать больше про игры созданные на основе тайловой (плиточной) графики здесь, на Envato Tuts+.

2. Подготовка Unity проекта 

Посмотрим, как мы организовали наш проект Unity для этого урока.

Арт игры

Для этого учебного проекта мы не используем никаких внешних арт ассетов, но будем использовать примитивные спрайты, созданные с помощью последней версии Unity 2017.1. На следующем рисунке показано, как мы можем создавать разные формы спрайтов в Unity.

How to create sprites within United 20171

Для уровня мы будем использовать спрайт Square для отображения одного тайла на нашей сокобан сетке. Для нашего игрока будем использовать треугольный спрайт Triangle, и мы будем использовать спрайт Circle для ящика, или в этом случае мяча. Обычные тайлы являются белыми, в то время как конечный тайл имеет другой цвет.

Данные уровня

Мы будем представлять наши данные уровня в виде двумерного массива, который обеспечивает идеальную корреляцию между логическими и визуальными элементами. Мы используем простой текстовый файл для хранения данных уровня, что упрощает редактирование уровня за пределами Unity или изменение уровней просто путем изменения загруженных файлов. Папка Resources содержит текстовый файл уровня - level, в котором хранится наш уровень по умолчанию.

Уровень состоит из семи столбцов и пяти строк. Значение 1 означает, что у нас есть основной тайл в этом положении. Значение -1 означает, что это блокирующий тайл, тогда как значение 0 означает, что это конечный целевой тайл. Значение 2 определяет нашего игрока, а значение 3 — перемещающийся мяч. Просто глядя на данные уровня, мы можем визуализировать, как будет выглядеть наш уровень.

3. Создание игрового уровня Сокобан

Чтобы все было просто, и поскольку это не очень сложная логика, у нас есть только один файл сценария для проекта Sokoban.cs, и он прикреплен к камере сцены. Сохраните его в своем редакторе, пока вы будете выполнять остальную часть урока.

Специальные данные уровня

Данные уровня, представленные двумерным массивом, используются не только для создания начальной сетки, но также используются во всей игре для отслеживания изменений уровня и прогресса игры. Это означает, что текущие значения недостаточны для представления некоторых состояний уровня во время игры.

Каждое значение представляет состояние соответствующего тайла на уровне. Нам нужны дополнительные значения для представления мяча и игрока на конечном тайле, которые соответственно равны -3 и -2. Эти значения могут быть любым значением, присваиваемым в игровой сценарий, но не обязательно теми же значениями, которые мы использовали здесь.

Парсинг текстового файла уровня

Первый шаг - загрузить наши данные уровня в двумерный массив из внешнего текстового файла. Мы используем метод ParseLevel для загрузки строкового значения string и разбиваем его на заполнение нашего двумерного массива данными уровня levelData.

Во время парсинга мы определяем количество строк и столбцов нашего уровня, когда мы заполняем наш levelData.

Прорисовка уровня

Как только у нас будут данные уровня, мы можем нарисовать наш уровень на экране. Для этого мы используем метод CreateLevel.

Для нашего уровня мы установили значение tileSize 50, которое является длиной стороны одного квадратного тайла в нашей сетке уровней. Мы циклически проходим по нашему двумерному массиву и определяем значение, хранящееся в каждом из индексов i и j массива. Если это значение не равно invalidTile (-1), мы создаем новый GameObject с именем tile. Мы присоединяем компонент SpriteRenderer к тайлу tile и присваиваем соответствующий спрайт Sprite или цвет Color в зависимости от значения в индексе массива.

При размещении игрока hero или мяча ball нам нужно сначала создать тайл основание, а затем создать остальные тайлы. Поскольку игрок и мяч должны быть наложены на основной тайл, мы даем их компоненту SpriteRenderer более высокий sortingOrder. Всем тайлам присваивается значение localScale для tileSize, поэтому они 50x50 на нашей сцене.

Мы следим за количеством мячей в нашей сцене с помощью переменной ballCount, и должно быть то же самое или большее количество конечных тайлов на нашем уровне, чтобы сделать возможным завершение уровня. Магия происходит в одной строке кода, где мы определяем положение каждого тайла, используя метод GetScreenPointFromLevelIndices (int row, int col).

Положение в игровом мире плитки определяется путем умножения индексов уровня на значение tileSize. Переменная middleOffset используется для выравнивания уровня в середине экрана. Обратите внимание, что значение row умножается на отрицательное значение для поддержки инвертированной оси y в Unity.

4. Логика игры Сокобан

Теперь, когда мы отобразили наш уровень, давайте перейдем к логике игры. Нам нужно прослушивать событие нажатие клавиши пользователя и перемещать игрока hero на основе входных данных. Нажатие клавиши определяет требуемое направление движения, и игроку hero нужно перемещаться в этом направлении. Существуют различные сценарии для рассмотрения, как только мы определили требуемое направление движения. Предположим, что тайл рядом с игроком hero в этом направлении - tileK.

  • Есть ли в сцене тайл на этой позиции или он находится за пределами нашей сетки?
  • Является ли tileK неблокирующим тайлом?
  • Занята ли tileK мячом?

Если позиция tileK находится вне сетки, нам не нужно ничего делать. Если tileK доступна и проходима, тогда нам нужно переместить игрока hero в эту позицию и обновить наш массив levelData. Если в tileK мяч, то нам нужно подумать о следующем соседе в том же направлении, скажем, tileL.

  • Тайл tileL за пределами сетки?
  • Тайл tileL неблокирующий?
  • Занят ли tileL мячом?

Только в том случае, если tileL - это неблокирующий, незанятый тайл, мы должны переместить игрока hero и мяч в tileK на tileK и tileL соответственно. После успешного перемещения нам нужно обновить массив levelData.

Вспомогательные функции

Вышеупомянутая логика означает, что нам нужно знать, какой тайл принадлежит нашему игроку hero. Мы также должны определить, имеет ли конкретный тайл мяч и должен ли иметься доступ к этому мячу.

Для облегчения этого мы используем класс Dictionary именуемый occupants, в котором хранится компонент GameObject в качестве ключа и индексы массива, хранящиеся как Vector2 в качестве значения. В методе CreateLevel мы заполняем occupants, когда создаем игрока hero или мяч. После заполнения dictionary мы можем использовать GetOccupantAtPosition, чтобы вернуть GameObject по заданному индексу массива.

Метод IsOccupied определяет, является ли значение levelData по предоставленным индексам мячом.

Нам также нужен способ проверить, находится ли данная позиция внутри нашей сетки, и неблокирующий ли это тайл. Метод IsValidPosition проверяет индексы уровня, передаваемые в качестве параметров, для определения того, попадают ли они в размеры нашего уровня. Он также проверяет, есть ли у этого invalidTile, этот индекс в файле levelData.

Ответ на вводимые пользователем данные

В методе обновления Update нашего игрового скрипта мы проверяем события пользователя KeyUp и сравниваем с нашими клавишами ввода, хранящимися в массиве userInputKeys. Как только будет определено требуемое направление движения, мы вызываем метод TryMoveHero с направлением в качестве параметра.

Метод TryMoveHero - это объяснение нашей основной логики игры, которая описана в начале этого раздела. Пожалуйста, внимательно прочитайте следующий метод, чтобы узнать, как реализована логика, как описано выше.

Чтобы получить следующую позицию в определенном направлении на основе предоставленной позиции, мы используем метод GetNextPositionAlong. Это всего лишь просто вопрос увеличения или уменьшения любого из индексов в соответствии с направлением.

Перед перемещением игрока или мяча нам нужно очистить занимаемую ими в настоящее время позицию в массиве levelData. Это делается с помощью метода RemoveOccupant.

Если мы найдем heroTile или ballTile по данному индексу, нам нужно установить его в groundTile. Если мы найдем heroOnDestinationTile или ballOnDestinationTile, нам нужно установить его в destinationTile.

Завершение уровня

Уровень завершен, когда все мячи находятся в их пунктах назначения.

A Completed Level

После каждого успешного движения мы вызываем метод CheckCompletion, чтобы узнать, завершен ли уровень. Мы циклически проходим по нашему массиву levelData и подсчитываем количество событий ballOnDestinationTile. Если это число равно нашему общему числу мячей, определяемых переменной ballCount, уровень завершен.

Заключение

Это простая и эффективная реализация логики sokoban. Вы можете создать свои собственные уровни, изменив текстовый файл или создав новый и изменив переменную levelName, чтобы указать на новый текстовый файл.

Текущая реализация использует клавиатуру для управления игроком. Я предлагаю вам попробовать изменить элемент управления на касания, чтобы мы могли поддерживать сенсорные устройства. Для этого придется найти некоторый двумерный путь, а также, если вы хотите использовать нажатие на любой тайл для того, чтобы провести туда игрока.

Появится дополнительное руководство, в котором мы рассмотрим, как можно использовать текущий проект для создания изометрических и шестиугольных версий игры сокобан с минимальными изменениями.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Game Development
  2. Tile-Based Games
Gamedevelopment

Unity 2D Tile-Based 'Sokoban' Game

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
Final product image
What You'll Be Creating

In this tutorial we will be exploring an approach for creating a sokoban or crate-pusher game using tile-based logic and a two-dimensional array to hold level data. We are using Unity for development with C# as the scripting language. Please download the source files provided with this tutorial to follow along.

1. The Sokoban Game

There may be few among us who may not have played a Sokoban game variant. The original version may even be older than some of you. Please check out the wiki page for some details. Essentially, we have a character or user-controlled element which has to push crates or similar elements onto its destination tile. 

The level consists of a square or rectangular grid of tiles where a tile can be a non-walkable one or a walkable one. We can walk on the walkable tiles and push the crates onto them. Special walkable tiles would be marked as destination tiles, which is where the crate should eventually rest in order to complete the level. The character is usually controlled using a keyboard. Once all crates have reached a destination tile, the level is complete.

Tile-based development essentially means that our game is composed of a number of tiles spread in a predetermined way. A level data element will represent how the tiles would need to be spread out to create our level. In our case, we'll be using a square tile-based grid. You can read more on tile-based games here on Envato Tuts+.

2. Preparing the Unity Project

Let's see how we have organised our Unity project for this tutorial.

The Art

For this tutorial project, we are not using any external art assets, but will use the sprite primitives created with the latest Unity version 2017.1. The image below shows how we can create different shaped sprites within Unity.

How to create sprites within United 20171

We will use the Square sprite to represent a single tile in our sokoban level grid. We will use the Triangle sprite to represent our character, and we will use the Circle sprite to represent a crate, or in this case a ball. The normal ground tiles are white, whereas the destination tiles have a different colour to stand out.

The Level Data

We will be representing our level data in the form of a two-dimensional array which provides the perfect correlation between the logic and visual elements. We use a simple text file to store the level data, which makes it easier for us to edit the level outside of Unity or change levels simply by changing the files loaded. The Resources folder has a level text file, which has our default level.

The level has seven columns and five rows. A value of 1 means that we have a ground tile at that position. A value of -1 means that it is a non-walkable tile, whereas a value of 0 means that it is a destination tile. The value 2 represents our hero, and 3 represents a pushable ball. Just by looking at the level data, we can visualise what our level would look like.

3. Creating a Sokoban Game Level

To keep things simple, and as it is not a very complicated logic, we have only a single Sokoban.cs script file for the project, and it's attached to the scene camera. Please keep it open in your editor while you follow the rest of the tutorial.

Special Level Data

The level data represented by the 2D array is not only used to create the initial grid but is also used throughout the game to track level changes and game progress. This means that the current values are not sufficient to represent some of the level states during game play. 

Each value represents the state of the corresponding tile in the level. We need additional values for representing a ball on the destination tile and the hero on the destination tile, which respectively are -3 and -2. These values could be any value that you assign in the game script, not necessarily the same values we have used here. 

Parsing the Level Text File

The first step is to load our level data into a 2D array from the external text file. We use the ParseLevel method to load the string value and split it to populate our levelData 2D array.

While parsing, we determine the number of rows and columns our level has as we populate our levelData.

Drawing Level

Once we have our level data, we can draw our level on the screen. We use the CreateLevel method to do just that.

For our level, we have set a tileSize value of 50, which is the length of the side of one square tile in our level grid. We loop through our 2D array and determine the value stored at each of the i and j indices of the array. If this value is not an invalidTile (-1) then we create a new GameObject named tile. We attach a SpriteRenderer component to tile and assign the corresponding Sprite or Color depending on the value at the array index. 

While placing the hero or the ball, we need to first create a ground tile and then create these tiles. As the hero and ball need to be overlaying the ground tile, we give their SpriteRenderer a higher sortingOrder. All tiles are assigned a localScale of tileSize so they are 50x50 in our scene. 

We keep track of the number of balls in our scene using the ballCount variable, and there should be the same or a higher number of destination tiles in our level to make level completion possible. The magic happens in a single line of code where we determine the position of each tile using the GetScreenPointFromLevelIndices(int row,int col) method.

The world position of a tile is determined by multiplying the level indices with the tileSize value. The middleOffset variable is used to align the level in the middle of the screen. Notice that the row value is multiplied by a negative value in order to support the inverted y axis in Unity.

4. Sokoban Logic

Now that we have displayed our level, let's proceed to the game logic. We need to listen for user key press input and move the hero based on the input. The key press determines a required direction of motion, and the hero needs to be moved in that direction. There are various scenarios to consider once we have determined the required direction of motion. Let's say that the tile next to hero in this direction is tileK.

  • Is there a tile in the scene at that position, or is it outside our grid?
  • Is tileK a walkable tile?
  • Is tileK occupied by a ball?

If the position of tileK is outside the grid, we do no need to do anything. If tileK is valid and is walkable, then we need to move hero to that position and update our levelData array. If tileK has a ball, then we need to consider the next neighbour in the same direction, say tileL.

  • Is tileL outside the grid?
  • Is tileL a walkable tile?
  • Is tileL occupied by a ball?

Only in the case where tileL is a walkable, non-occupied tile should we move the hero and the ball at tileK to tileK and tileL respectively. After successful movement, we need to update the levelData array.

Supporting Functions

The above logic means that we need to know which tile our hero is currently at. We also need to determine if a certain tile has a ball and should have access to that ball. 

To facilitate this, we use a Dictionary called occupants which stores a GameObject as key and its array indices stored as Vector2 as value. In the CreateLevel method, we populate occupants when we create hero or ball. Once we have the dictionary populated, we can use the GetOccupantAtPosition to get back the GameObject at a given array index.

The IsOccupied method determines whether the levelData value at the indices provided represents a ball.

We also need a way to check if a given position is inside our grid and if that tile is walkable. The IsValidPosition method checks the level indices passed in as parameters to determine whether it falls inside our level dimensions. It also checks whether we have an invalidTile as that index in the levelData.

Responding to User Input

In the Update method of our game script, we check for the user KeyUp events and compare against our input keys stored in the userInputKeys array. Once the required direction of motion is determined, we call the TryMoveHero method with the direction as a parameter.

The TryMoveHero method is where our core game logic explained at the start of this section is implemented. Please go through the following method carefully to see how the logic is implemented as explained above.

In order to get the next position along a certain direction based on a provided position, we use the GetNextPositionAlong method. It is just a matter of incrementing or decrementing either of the indices according to the direction.

Before moving hero or ball, we need to clear their currently occupied position in the levelData array. This is done using the RemoveOccupant method.

If we find a heroTile or ballTile at the given index, we need to set it to groundTile. If we find a heroOnDestinationTile or ballOnDestinationTile then we need to set it to destinationTile.

Level Completion

The level is complete when all balls are at their destinations.

A Completed Level

After each successful movement, we call the CheckCompletion method to see if the level is completed. We loop through our levelData array and count the number of ballOnDestinationTile occurrences. If this number is equal to our total number of balls determined by ballCount, the level is complete.

Conclusion

This is a simple and efficient implementation of sokoban logic. You can create your own levels by altering the text file or creating a new one and changing the levelName variable to point to your new text file. 

The current implementation uses the keyboard to control the hero. I would invite you to try and change the control to tap-based so that we can support touch-based devices. This would involve adding some 2D path finding as well if you fancy tapping on any tile to lead the hero there.

There will be a follow-up tutorial where we'll explore how the current project can be used to create isometric and hexagonal versions of sokoban with minimal changes. 

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.