Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Game Development
  2. Platformer

Основы физики 2D платформера, часть 4

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Basic 2D Platformer Physics .
Basic 2D Platformer Physics, Part 3
Basic 2D Platformer Physics, Part 5: Object vs. Object Collision Detection

Russian (Pусский) translation by Alexey Malyutin (you can also view the original English article)

Захват уступа

Теперь, когда мы можем прыгать, спрыгивать вниз с односторонних платформ и бегать вокруг, мы можем также реализовать захват уступов. Механика захвата уступов определенно не является обязательной в каждой игре, но это очень популярный метод расширить доступные игроку способы передвижения, все еще не прибегая ни к чему экстремальному, типа двойного прыжка.

Давайте рассмотрим, как мы определяем, может ли быть захвачен уступ. Чтобы определить, может ли персонаж ухватиться за уступ, мы постоянно проверяем сторону, в которую движется персонаж. Если мы находим пустой тайл  на верхнем крае AABB, а под ним сплошной тайл, тогда верхний край сплошного тайла - это уступ, за который может ухватиться наш персонаж.

Установка переменных

Давайте обратимся к нашему классу Character, в котором мы реализуем захват уступов. Нет смысла делать это в классе MovingObject, так как большинство объектов не имеют возможности захвата уступа, поэтому будет бессмысленно делать какие-либо расчеты в этом направлении в нем.

Сначала нам нужно добавить ряд констант. Давайте начнем с создания констант смещения сенсора.

cGrabLedgeStartY и cGrabLedgeEndY это смещения от верхнего края AABB, первая константа это начальная точка сенсора, а вторая - конечная точка сенсора. Как видите, персонажу нужно будет найти уступ в пределах 2 пикселей.

Нам также нужна дополнительная константа, чтобы выровнять персонажа по тайлу, за который он только что ухватился. Для нашего персонажа установим ее в -4.

Кроме того, нам понадобится запомнить координаты тайла, который мы захватили. Давайте сохраним их в переменную - член класса персонажа.

Реализация

Нам нужно посмотреть, можем ли мы захватить уступ из состояния прыжка, поэтому давайте отправимся туда. Сразу после того, как мы проверили, приземлился ли персонаж на землю, давайте посмотрим, выполняются ли условия захвата уступа. Первичные условия следующие:

  • Вертикальная скорость меньше или равна нулю (персонаж падает)
  • Персонаж не находится на потолке - если вы не можете спрыгнуть с него, бессмысленно захватывать уступ.
  • Персонаж столкнулся со стеной и двигается в ее направлении.

Если эти условия выполнены, нам нужно поискать уступ, за который можно ухватиться. Давайте начнем с расчета положения верха сенсора, который будет либо левым верхним, либо правым верхним углом AABB.

Теперь, вы можете себе представить, что мы столкнемся здесь с проблемой, аналогичной той, которую мы обнаружили при реализации проверок столкновений - если персонаж падает очень быстро, реально очень легко пропустить горячую точку, в которой можно схватиться за уступ. Вот почему нам нужно будет проверять тайл, за который нам нужно схватиться, начиная не с угла текущего кадра, а с предыдущего кадра - как показано здесь:


Верхнее изображение персонажа - это его позиция в предыдущем кадре. В этой ситуации нам нужно начать искать возможности схватиться за уступ от верхнего левого угла AABB предыдущего кадра и закончить в позиции текущего кадра.

Давайте получим координаты тайлов, которые нам нужно проверить, начнем с объявления переменных. Мы будем проверять тайлы в одном столбце, поэтому все, что нам понадобится - это координата X столбца, и его верхние и нижние координаты Y.

Давайте получим координату X угла AABB.

Мы должны начать искать уступ из позиции предыдущего кадра, только если мы на самом деле уже двигаемся в направлении стены, в которую давим в этот момент - поэтому позиция персонажа по оси X не меняется.

Как видите, в этом случае мы рассчитываем topY, используя позицию предыдущего кадра, и нижнюю координату, используя позицию текущего кадра. Если мы не находимся рядом с никакой стеной, тогда мы просто будем смотреть, можем ли мы захватить уступ, используя просто позицию объекта в текущем кадре.

Хорошо, теперь, когда мы знаем, какие тайлы проверять, мы можем начать их перебор. Мы будем двигаться сверху вниз, потому что такой порядок лучше всего подходит, если мы позволяем захват уступа только, если персонаж падает.

Теперь давайте проверим, выполняет ли перебираемый нами тайл условия, которые позволяют персонажу схватиться за уступ. Условия, как объяснялось ранее, следующие:

  • Тайл пуст.
  • Тайл под ним является сплошным тайлом (это тайл, за который мы хотим ухватиться).

Следующий шаг - это рассчитать позицию угла тайла, который мы хотим схватить. Это довольно просто - нам просто нужно получить позицию тайла и затем сместить ее на размер тайла.

Теперь, когда мы знаем ее, мы должны проверить находится ли угол между точками нашего сенсора. конечно, мы должны делать, только если мы проверяем тайл относительно позиции текущего кадра, который является тайлом с координатой Y, равной bottomY.  Если это не этот случай, тогда мы можем безболезненно предположить, что прошли мимо уступа между предыдущим и текущим кадрами - и поэтому нам нужно схватить уступ в любом случае.

Теперь мы в домике, мы нашли уступ, за который мы можем схватиться. Сначала давайте сохраним позицию тайла с захватываемым уступом.

Нам также нужно выровнять персонажа с уступом. Все, что нам нужно сделать - это выровнять верх сенсора персонажа для уступов с верхом тайла, и затем сместить эту позицию на cGrabLedgeTileOffsetY.

Помимо этого, нам нужно сделать еще кое-какие дела, такие, как сбросить скорость в ноль и изменить состояние на CharacterState.GrabLedge. После этого мы можем прервать цикл, потому что смысла перебирать оставшиеся тайлы больше нет.

Вот это будет то, что надо! Теперь уступы могут быть обнаружены и захвачены, и теперь нам просто нужно реализовать состояние GrabLedge, которое мы пропустили ранее.

Управление захватом уступа

Как только персонаж захватил уступ, у игрока есть два варианта: он может как подпрыгнуть вверх, так и спрыгнуть вниз. Прыжок работает как обычно; игрок нажимает клавишу прыжка и сила прыжка идентична силе, приложенной, когда он прыгает с земли. Спрыгивание вниз выполняется нажатием кнопки вниз или клавиши направления, которая указывает от уступа.

Реализация управления

Первое, что нам здесь нужно сделать это определить, находится ли уступ слева или справа от персонажа. Мы можем это сделать, так как мы сохранили координаты уступа, за который ухватился персонаж.

Мы можем использовать эту информацию для того, чтобы определить, предполагает ли персонаж спрыгнуть вниз с уступа. Чтобы спрыгнуть вниз, игроку нужно сделать одно из действий:

  • нажать клавишу вниз
  • нажать клавишу влево, когда мы держимся за уступ справа, или
  • нажать клавишу вправо, когда мы держимся за уступ слева

Здесь есть маленькая оговорка. Представьте ситуацию, когда мы удерживаете клавиши вниз и вправо, при этом персонаж держится за уступ справа. Это приведет к следующей ситуации:

Проблема здесь в том, что персонаж хватается за уступ сразу, как только он его отпускает.

Простое решение этой проблемы - это заблокировать движение в направлении уступа на несколько кадров после того, как мы спрыгнули с него. Для этого нам нужно добавить две новые переменные; давайте назовем их mCannotGoLeftFrames и mCannotGoRightFrames.

Когда персонаж падает с уступа, нам нужно установить эти переменные и изменить состояние на прыжок.

Теперь давайте ненадолго вернемся к состоянию Jump, и убедимся, что оно уважает наш запрет на перемещение влево или вправо после спрыгивания с уступа. Давайте сбросим введенные данные сразу перед тем, как мы проверяем, должны ли мы искать уступ для захвата.

Как видите, таким образом мы не выполняем условия, необходимые для захвата уступа так долго, пока блокируемое направление совпадает с направлением на уступ, который персонаж может попытаться захватить. Каждый раз, когда мы отклоняем конкретные вводимые данные, мы отнимаем единицу от оставшихся кадров блокировки, и в конце концов мы станем способны двигаться снова - в нашем случае, после 3-х кадров.

Теперь давайте продолжим работать над состоянием GrabLedge. Так как мы справились со спрыгиванием с уступа, теперь нам нужно сделать возможным прыгнуть из положения захвата.

Если персонаж не спрыгнул вниз с уступа, нам нужно проверить, не была ли нажата клавиша прыжка; если да, то нам нужно установить вертикальную скорость прыжка и изменить состояние:

Вот, в общем- то и все! Теперь захват уступов должен работать правильно в любых ситуациях.

Позволим персонажу прыгать сразу после покидания платформы

Обычно, чтобы упростить прыжки в платформерах, персонажу позволяется прыгать, когда он только что сошел с края платформы и больше не находится на твердой поверхности. Это популярный метод, чтобы смягчить иллюзию, что игрок нажал клавишу прыжка, а персонаж не прыгнул, которая может возникать вследствие задержки ввода или когда игрок нажал клавишу прыжка сразу после, того, как персонаж покинул платформу.

Теперь давайте воплотим такую механику. Прежде всего нам нужно добавить константу - сколько кадров может пройти с момента, когда персонаж сошел с платформы и все еще может выполнить прыжок.

Нам также понадобится счетчик кадров в классе Character, тогда мы будем знать, сколько кадров персонаж уже находится в воздухе.

Теперь давайте устанавливать в 0 mFramesFromJumpStart каждый раз, когда мы оторвались от земли. Давайте сделаем это сразу после вызова UpdatePhysics.

И давайте будем увеличивать его на единицу каждый кадр, пока мы находимся в состоянии прыжка.

Если мы в состоянии прыжка, мы не можем позволить прыжок в воздухе, если мы возле потолка, или же у нас положительная вертикальная скорость. Положительная вертикальная скорость означает, что персонаж не пропустил прыжок.

Если это не так, и нажата клавиша прыжка, все, что нам нужно сделать, это установить вертикальную скорость в значение прыжка, как если бы мы прыгнули как обычно, даже если персонаж уже находится в состоянии прыжка.

Вот и все! Мы можем установить cJumpFramesThreshold в большое значение, например 10 кадров, чтобы убедиться, что это работает.

Эффект здесь достаточно преувеличен. Это не очень заметно, если мы позволяем персонажу прыгать спустя всего 1-4 кадра после того, когда он фактически больше не находится на твердой поверхности, но в целом это позволяет нам менять, насколько мягкими мы хотим сделать наши прыжки.

Масштабирование объектов

Давайте добавим возможность масштабирования объектов. У нас уже есть mScale в классе MovingObject, поэтому все, что нам нужно сделать, это убедиться, что эта переменная корректно влияет на AABB и его смещение.

Сначала давайте отредактируем наш класс AABB, так, чтобы он получил компонент масштаба.

Теперь давайте отредактируем halfSize так, чтобы когда мы используем ее, мы на самом деле получаем отмасштабированный размер вместо немасштабированного.

Мы также хотим иметь возможность получать или устанавливать только X или Y значение половинного размера, поэтому нам нужно сделать отдельные функции получения и установки также и для них.

Кроме масштабирования самого AABB, нам также нужно масштабировать mAABBOffset, так, чтобы после того, как мы отмасштабировали объект, его спрайт все еще совпадал бы с AABB таким же образом, как он совпадал, когда объект был неотмасштабированным. Давайте вернемся к классу MovingObject, чтобы отредактировать его.

Также, как и в предыдущем случае, нам понадобится получать доступ к компонентам X и Y отдельно.

Наконец, нам также нужно убедиться, что когда масштаб изменен в MovingObject, она также изменен и в AABB. Масштаб объекта может быть отрицательным, но сам AABB не должен иметь отрицательный масштаб, потому что мы полагаемся на то, что половинный размер всегда будет положительным. Вот почему вместо простой передачи масштаба в AABB, мы будем передавать масштаб, все компоненты которого положительны.

Все, что нам осталось сделать, это убедиться всегда, когда мы напрямую используем переменные, мы работаем с ними через процедуры их получения и установки. Всегда, когда мы использовали halfSize.x, мы будем использовать HalfSizeX, всегда, когда мы использовали halfSize.y, мы будем использовать HalfSizeY, и т.д. Несколько вызовов функции поиска и замены должны справиться с этим хорошо.

Проверим результаты

Масштабирование должно теперь работать хорошо, и благодаря способу, которым мы построили наши функции обнаружения столкновения, неважно, гигантский у нас персонаж или маленький - он должен хорошо взаимодействовать с картой.

Заключение

Этот урок завершает нашу работу с тайловой картой. В следующих уроках мы будем ставить вопросы обнаружения столкновения между объектами.

Это займет некоторое время и усилия, но система в целом должна получиться очень крепкая. Одна вещь, которой возможно не хватает прямо сейчас, это поддержка склонов. Многие игры обходятся без них, но многие их используют, поэтому это величайшая задача для улучшения этой системы. Спасибо за усидчивое чтение, встретимся на следующем уроке!

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Game Development
  2. Platformer
Gamedevelopment

Basic 2D Platformer Physics, Part 4

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Basic 2D Platformer Physics .
Basic 2D Platformer Physics, Part 3
Basic 2D Platformer Physics, Part 5: Object vs. Object Collision Detection

Ledge Grabbing

Now that we can jump, drop down from one-way platforms and run around, we can also implement ledge grabbing. Ledge-grabbing mechanics are definitely not a must-have in every game, but it's a very popular method of extending a player's possible movement range while still not doing something extreme like a double jump.

Let's look at how we determine whether a ledge can be grabbed. To determine whether the character can grab a ledge, we'll constantly check the side the character is moving towards. If we find an empty tile at the top of the AABB, and then a solid tile below it, then the top of that solid tile is the ledge our character can grab onto.

Setting Up Variables

Let's go to our Character class, where we'll implement ledge grabbing. There's no point doing this in the MovingObject class, since most of the objects won't have an option to grab a ledge, so it would be a waste to do any processing in that direction there.

First, we need to add a couple of constants. Let's start by creating the sensor offset constants.

The cGrabLedgeStartY and cGrabLedgeEndY are offsets from the top of the AABB; the first one is the first sensor point, and the second one is the ending sensor point. As you can see, the character will need to find a ledge within 2 pixels.

We also need an additional constant to align the character to the tile it just grabbed. For our character, this will be set to -4.

Aside from that, we'll want to remember the coordinates of the tile that we grabbed. Let's save those as a character's member variable.

Implementation

We'll need to see if we can grab the ledge from the jump state, so let's head over there. Right after we check whether the character has landed on the ground, let's see if the conditions to grab a ledge are fulfilled. The primary conditions are as follows:

  • The vertical speed is less than or equal to zero (the character is falling).
  • The character is not at the ceiling—no use grabbing a ledge if you can't jump off it.
  • The character collides with the wall and moves towards it.

If those three conditions are met, then we need to look for the ledge to grab. Let's start by calculating the top position of the sensor, which is going to be either the top left or top right corner of the AABB. 

Now, as you may imagine, here we'll encounter a similar problem to the one we found when implementing the collision checks—if the character is falling very fast, it is actually very likely to miss the hotspot at which it can grab the ledge. That's why we'll need to check for the tile we need to grab not starting from the current frame's corner, but the previous one's—as illustrated here:


The top image of a character is its position in the previous frame. In this situation, we need to start looking for opportunities to grab a ledge from the top-right corner of the previous frame's AABB and stop at the current frame's position.

Let's get the coordinates of the tiles we need to check, starting by declaring the variables. We'll be checking tiles in a single column, so all we need is the X coordinate of the column as well as its top and bottom Y coordinates.

Let's get the X coordinate of the AABB's corner.

We want to start looking for a ledge from the previous frame's position only if we actually were already moving towards the pushed wall in that time—so our character's X position didn't change.

As you can see, in that case we're calculating the topY using the previous frame's position, and the bottom one using that of the current frame. If we weren't next to any wall, then we're simply going to see if we can grab a ledge using only the object's position in the current frame.

Alright, now that we know which tiles to check, we can start iterating through them. We'll be going from the top to the bottom, because this order makes the most sense as we allow for ledge grabbing only when the character is falling.

Now let's check whether the tile we are iterating fulfills the conditions which allow the character to grab a ledge. The conditions, as explained before, are as follows:

  • The tile is empty.
  • The tile below it is a solid tile (this is the tile we want to grab).

The next step is to calculate the position of the corner of the tile we want to grab. This is pretty simple—we just need to get the tile's position and then offset it by the tile's size.

Now that we know this, we should check whether the corner is between our sensor points. Of course we want to do that only if we're checking the tile concerning the current frame's position, which is the tile with Y coordinate equal to the bottomY. If that's not the case, then we can safely assume that we passed the ledge between the previous and the current frame—so we want to grab the ledge anyway.

Now we're home, we have found the ledge that we want to grab. First, let's save the grabbed ledge's tile position.

We also need to align the character with the ledge. What we want to do is align the top of the character's ledge sensor with the top of the tile, and then offset that position by cGrabLedgeTileOffsetY.

Aside from this, we need to do things like set the speed to zero and change the state to CharacterState.GrabLedge. After this, we can break from the loop because there's no point iterating through the rest of the tiles.

That's going to be it! The ledges can now be detected and grabbed, so now we just need to implement the GrabLedge state, which we skipped earlier.

Ledge Grab Controls

Once the character is grabbing a ledge, the player has two options: they can either jump up or drop down. Jumping works as normal; the player presses the jump key and the jump's force is identical to the force applied when jumping from the ground. Dropping down is done by pressing the down button, or the directional key that points away from the ledge.

Controls Implementation

The first thing here to do is to detect whether the ledge is to the left or to the right of the character. We can do this because we saved the coordinates of the ledge the character is grabbing.

We can use that information to determine whether the character is supposed to drop off the ledge. To drop down, the player needs to either:

  • press the down button
  • press the left button when we're grabbing a ledge on the right, or
  • press the right button when we're grabbing a ledge on the left

There's a small caveat here. Consider a situation when we're holding the down button and the right button, when the character is holding onto a ledge to the right. It'll result in the following situation:

The problem here is that the character grabs the ledge immediately after it lets go of it. 

A simple solution to this is to lock movement towards the ledge for a couple frames after we dropped off the ledge. For that we need to add two new variables; let's call them mCannotGoLeftFrames and mCannotGoRightFrames.

When the character drops off the ledge, we need to set those variables and change the state to jump.

Now let's go back for a bit to the Jump state, and let's make sure that it respects our ban on moving either left or right after dropping off the ledge. Let's reset the inputs right before we check if we should look for a ledge to grab.

As you can see, this way we won't fulfill the conditions needed to grab a ledge as long as the blocked direction is the same as the direction of the ledge the character may try to grab. Each time we deny a particular input, we decrement from the remaining blocking frames, so eventually we'll be able to move again—in our case, after 3 frames.

Now let's continue working on the GrabLedge state. Since we handled dropping off the ledge, we now need to make it possible to jump from the grabbing position.

If the character didn't drop from the ledge, we need to check whether the jump key has been pressed; if so, we need to set the jump's vertical speed and change the state:

That's pretty much it! Now the ledge grabbing should work properly in all kinds of situations.

Allow the Character to Jump Shortly After Leaving a Platform

Often, to make jumps easier in platformer games, the character is allowed to jump if it just stepped off the edge of a platform and is no longer on the ground. This is a popular method to mitigate an illusion that the player has pressed the jump button but the character didn't jump, which might have appeared due to input lag or the player pressing the jump button right after the character has moved off the platform.

Let's implement such a mechanic now. First of all, we need to add a constant of how many frames after the character steps off the platform it can still perform a jump.

We'll also need a frame counter in the Character class, so we know how many frames the character is in the air already.

Now let's set the mFramesFromJumpStart to 0 every time we just left the ground. Let's do that right after we call  UpdatePhysics.

And let's increment it every frame we're in the jump state.

If we're in the jump state, we cannot allow an in-air jump if we're either at the ceiling or have a positive vertical speed. Positive vertical speed would mean that the character hasn't missed a jump.

If that's not the case and the jump key is pressed, all we need to do is set the vertical speed to the jump value, as if we jumped normally, even though the character is in the jump state already.

And that's it! We can set the cJumpFramesThreshold to a big value like 10 frames to make sure that it works.

The effect here is quite exaggerated. It's not very noticeable if we're allowing the character to jump just 1-4 frames after it is in fact no longer on the ground, but overall this allows us to modify how lenient we want our jumps to be.

Scaling the Objects

Let's make it possible to scale the objects. We already have the mScale in the MovingObject class, so all we actually need to do is make sure it affects the AABB and the AABB offset properly.

First of all, let's edit our AABB class so it has a scale component.

Now let's edit the halfSize, so that when we access it, we actually get a scaled size instead of the unscaled one.

We'll also want to be able to get or set only an X or Y value of the half size, so we need to make separate getters and setters for those as well.

Besides scaling the AABB itself, we'll also need to scale the mAABBOffset, so that after we scale the object, its sprite will still match the AABB the same way it did when the object was unscaled. Let's head back over to the MovingObject class to edit it.

The same as previously, we'll want to have access to X and Y components separately too.

Finally, we also need to make sure that when the scale is modified in the MovingObject, it also is modified in the AABB. The object's scale can be negative, but the AABB itself shouldn't have a negative scale because we rely on half size to be always positive. That's why instead of simply passing the scale to the AABB, we're going to pass a scale that has all components positive.

All that's left to do now is to make sure that wherever we used the variables directly, we use them through the getters and setters now. Wherever we used halfSize.x, we'll want to use HalfSizeX, wherever we used halfSize.y, we'll want to use HalfSizeY, and so on. A few uses of a find and replace function should deal with this well.

Check the Results

The scaling should work well now, and because of the way we built our collision detection functions, it doesn't matter if the character is giant or tiny—it should interact with the map well.

Summary

This part concludes our work with the tilemap. In the next parts, we'll be setting things up to detect collisions between objects. 

It took some time and effort, but the system in general should be very robust. One thing that may be lacking right now is the support for slopes. Many games don't rely on them, but a lot of them do, so that's the biggest improvement goal to this system. Thanks for reading so far, see you in the next part!

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.