Students Save 30%! Learn & create with unlimited courses & creative assets Students Save 30%! Save Now
Advertisement
  1. Game Development
  2. Shaders
Gamedevelopment

Введение в программирование шейдеров для начинающих

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:
This post is part of a series called A Beginner's Guide to Coding Graphics Shaders.
A Beginner's Guide to Coding Graphics Shaders: Part 2

Russian (Pусский) translation by Anton Voronin (you can also view the original English article)

Научившись писать шейдеры, вы сможете максимально эффективно использовать всю вычислительную мощь современных графических чипов, тысячи ядер которых работают параллельно в одном потоке, ведь все шейдерные вычисления производятся на GPU, а не на CPU. Программирование шейдеров требует другого мышления и подхода к написанию кода, нежели написание обычных программ, однако их практически безграничный потенциал с лихвой окупает все проблемы на начальных этапах.

На сегодняшний день практически любые визуальные эффекты в играх и подобных программах работают на GPU-коде, начиная с реалистичного освещения в ААА-играх и заканчивая эффектами постобработки 2D графики и симуляцией жидкости.

Сцена из Minecraft: до (сверху) и после (внизу) применения шейдеров.

Цели данного урока

Многие люди воспринимают программирование шейдеров как что-то непонятное из области черной магии. В сети можно найти огромное количество образцов кода для создания восхитительных эффектов, однако практически никаких пояснений к ним нет.  Данный урок как раз направлен на то, чтобы преодолеть эти препятствия и развеять все заблуждения касательно шейдеров. Основной фокус данного урока - достичь понимания того, как писать и понимать код шейдеров, начиная с самых азов, чтобы читатель мог с легкостью писать шейдеры с нуля, комбинировать и модифицировать существующие.

Это урок общего назначения, поэтому вы сможете применить свои знания на любой платформе, поддерживающей шейдеры.

Итак, что же такое вообще шейдер?

Шейдер - это программа, которая выполняется в цикле рендеринга графики и сообщает компьютеру, как обрабатывать и выводить на экран каждый пиксель. Эти программы называют шейдерами, потому что очень часто их используют для контроля эффектов освещения и создания реалистичных теней (от английского shade - тень), однако нет никаких причин и ограничений не использовать их для создания других спецэффектов.

Шейдеры пишутся на особом языке программирования. Однако не стоит волноваться. Вам не придется учить с нуля совершенно новый язык, поскольку для написания шейдеров мы будем использовать GLSL, синтаксис которого очень похож на другие C-подобные языки. (На самом деле, существует достаточно большое количество языков для написания шейдеров, однако, ввиду того, что все они предназначены для выполнения на GPU, они все практически одинаковые)

Итак, приступим!

Для данного урока мы будем использовать ShaderToy. Этот ресурс позволяет писать шейдеры прямо в вашем браузере, не утруждая себя никакими дополнительными настройками. (Однако для использования ShaderToy вам понадобится браузер с поддержкой WebGL, поскольку именно он используется для рендеринга.) Регистрация не обязательна, однако она позволит сохранить свой код на будущее в профиле.

Прим.: На момент написания статьи ресурс находится в стадии бета-тестирования. Поэтому возможно, что на момент прочтения статьи, элементы интерфейса/синтаксиса будут незначительно отличаться.

Нажав на New Shader, вы должны увидеть вот такое окно:

Если вы не выполнили вход под своим аккаунтом, интерфейс может незначительно отличаться.

Небольшая черная стрелка внизу редактора скомпилирует ваш код.

Итак, что же здесь происходит?

Сейчас я объясню одним предложением, как работают шейдеры. Готовы? Поехали!

Основная задача шейдера - предоставить на выходе четыре числа, выражаемые буквами r, g, b , a.

Это все, что делает шейдер. Функция, которую вы видите в редакторе, выполняется для каждого пикселя на экране. Она возвращает 4 цветовых значения, которые присваиваются текущему пикселю на экране. Это то, что называют пиксельным шейдером (иногда его еще называют фрагментным шейдером).

Давайте примем все вышеизложенное во внимание и попробуем заполнить экран красным цветом. Значения rgba (red - красный, green - зеленый, blue - синий и alpha - альфа-канал, или прозрачность, говоря проще) могут изменяться от 0 до 1, поэтому все, что нам необходимо сделать, это возвратить значения r, g, b, a = 1, 0, 0, 1. В ShaderToy эти данные записываются в переменную fragColor.

Поздравляю! Вот вы и написали свой первый работающий шейдер!

Задача: Сможете ли вы изменить цвет на серый?

vec4 - это тип данных (четырехмерный вектор), поэтому мы могли бы записать цвет в переменную типа vec4 и передать ее значение во fragColor:

Конечно, заполнять весь экран одним цветом не очень увлекательно. Мы можем запустить наш код на сотнях тысяч пикселей одновременно, а мы всего лишь закрашиваем их все в один цвет. 

Давайте попробуем заполнить экран градиентом. У нас не получится это сделать, если мы не знаем координат пикселя, на цвет которого мы хотим воздействовать.

Входные данные шейдера.

Пиксельный шейдер предоставляет вам несколько встроенных переменных, которые можно использовать в работе. Сейчас для нас будет полезной переменная fragCoord, которая содержит информацию о текущих координатах пикселя на экране. Давайте попробуем закрасить  все пиксели в левой половине экрана черным, а в правой - красным:

Прим.: К компонентам любой переменной типа vec4 можно обращаться с помощью obj.x, obj.yobj.z иobj.w, либо obj.robj.g,obj.bobj.a. Эти наборы компонентов ничем не отличаются - это просто разные способы представления одних и тех же данных для улучшения читабельности кода (например, если вы используете переменную vec4 obj для обозначения цветов, другие люди, увидев в коде обозначение obj.r, сразу это поймут).

Видите ли вы проблему в коде, который мы только что написали? Попробуйте переключиться на полноэкранный режим, нажав на соответствующую кнопку в правом нижнем углу.

Часть экрана, окрашенная в красный цвет, будет отличаться в зависимости от размеров экрана. Для того, чтобы быть уверенными в том, что ровно половина экрана будет закрашена в красный цвет, нам необходимо знать его размеры. Размер экрана  не записан во встроенной переменной, как, например, позиция текущего пикселя, потому что обычно программист сам задает размеры рабочей области для своего шейдера. В нашем случае разработчики платформы ShaderToy задают эти размеры.

Если нам требуется воспользоваться какой-то информацией извне, которая не является встроенной переменной, мы можем передать ее из CPU (ваша основная программа) в GPU (ваш шейдер). ShaderToy уже позаботился обо всем за нас. Значения всех переменных, которые передаются в шейдер извне, можно посмотреть во вкладке Shader Inputs. Переменные, которые передаются из CPU в GPU таким образом, в языке GLSL помечаются словом uniform.

Давайте улучшим наш код так, чтобы он корректно распознавал, где находится центр экрана. Нам потребуется использовать переменную iResolution из вкладки Shader Inputs:

Если перейти в полноэкранный режим в этот раз, то теперь экран будет разделен цветами ровно пополам.

Переходим к градиенту.

Превратить разделение цветом четко пополам на плавный градиент не очень сложно. Цветовые значения изменяются в пределах от 0 до 1, также как и координаты экрана изменяются от 0 до 1. Воспользуемся этим.

Вуаля!

Задача: сможете ли вы сделать вертикальный градиент вместо горизонтального? А как насчет диагонального? А как насчет градиента из нескольких цветов?

Если вы уделите модификациям и  тестированию этого кода достаточно времени, то должны догадаться, что верхний левый угол экрана имеет координаты(0,1) вместо ожидаемых (0,0). Очень важно помнить об этом при написании шейдеров.

Рисуем картинки

Играть с цветами, конечно, весело, но если мы захотим создать что-то действительно впечатляющее, то наш шейдер должен уметь обрабатывать информацию об изображениях. Таким образом можно будет создать шейдер, который влияет либо на весь экран целиком (например, цветокоррекция или эффект подводного мира), либо лишь на отдельные объекты в зависимости от поступающей информации (например, система освещения).

Если бы мы писали обычный шейдер, то наше изображение (или текстуру) нужно было бы передавать в GPU как uniform переменную, также как и информацию о разрешении/размерах экрана. ShaderToy же позаботился обо всем за нас. Внизу редактора есть четыре канала входящих данных:

Каналы для входящих данных ShaderToy.

Нажмите на iChannel0 и выберите любую текстуру или изображение, которое вам нравится.

Теперь информация об этом изображении передается вашему шейдеру. Однако, есть одна проблема - у шейдера нет встроенной функции DrawImage(). Вспомним, что единственное, что может делать шейдер - это менять цвет каждого пикселя по отдельности.

Итак, если мы можем возвращать значение цвета каждого пикселя, как же нам нарисовать нашу текстуру? Нам нужно каким-то образом соотнести координаты текущего обрабатываемого пикселя с соответствующим пикселем текстуры:

Также вспомним, что левый верхний пиксель экрана имеет координаты (0,1), в то время как левый верхний пиксель текстуры имеет координаты (0,0), поэтому прежде всего нам необходимо перевернуть ось y.

Это можно сделать, используя встроенную функцию texture2D(texture,coordinates), которая принимает в качестве параметров текстуру и пару координат (x, y), и возвращает цвет текстуры в этом месте в переменной типа vec4.

Соотносить координаты текстуры с экранными координатами можно любым удобным способом. Можно нарисовать всю текстуру лишь на четверти экрана (пропуская пиксели - то есть уменьшить ее масштаб) или нарисовать лишь часть текстуры.

Сейчас нам важно просто увидеть изображение на экране, поэтому будем соотносить все пиксели один к одному:

Итак, вот и наш первый шейдер с изображением!

Теперь, когда вы умеете корректно извлекать информацию из текстуры, вы можете изменять ее как вам угодно! Ее можно растягивать, масштабировать, или изменять цветовые значения.

Давайте попробуем добавить градиент, как делали выше:

Поздравляю, вы только что создали свой первый постпроцессинговый эффект!

Задача: сможете ли вы написать шейдер, который делает любое изображение черно-белым?

Обратите внимание, что то, что вы видите на экране, хоть и является статичным изображением, на самом деле вычисляется непрерывно в настоящем времени. Это можно увидеть, если вместо изображения обрабатывать видео: нажмите на кнопку iChannel0 снова и выберите один из видеофайлов.

Оживим наш шейдер

До этого все эффекты, которые мы создавали, были статичными. На самом деле, используя те данные, которые дает ShaderToy, можно создавать гораздо более интересные вещи. iGlobalTime - это переменная, которая постоянно увеличивается со временем. Ее можно использовать в качестве параметра для создания периодических эффектов. Давайте попробуем поиграть с цветами:

В GLSL есть встроенные функции синуса и косинуса, так же как и множество других полезных функций, таких как длина вектора или расстояние между векторами. Цвет не может принимать отрицательное значение, поэтому нужно использовать встроенную функцию abs, которая возвращает абсолютное значение (модуль) числа без учета знака.

Задача: Сможете ли вы написать шейдер, который изменяет изображение из черно-белого в полноцветное и обратно?

Небольшая заметка по отладке шейдеров

Наверняка вы привыкли контролировать ваш код практически построчно и выводить в консоль все необходимые значения и использовать breakpoints, чтобы увидеть, что происходит при выполнении программы. К сожалению, с шейдерами так сделать не получится. Наверняка вы сможете найти какие-нибудь инструменты для отладки шейдеров под выбранную платформу, но в основном лучшим решением будет устанавливать значения тех переменных, которые вы захотите проверить, такими, чтобы результат можно было увидеть.

Заключение

Все вышеперечисленное - лишь основы работы с шейдерами, однако именно понимание этих основ позволит вам достичь гораздо большего. Посмотрите эффекты, которые создают на ShaderToy другие пользователи и попробуйте разобраться или самостоятельно воспроизвести некоторые из них.

Есть одна вещь, которая не освещена в этой статье - это вертексные шейдеры. Их пишут на том же самом языке, единственная разница состоит в том, что они выполняются не попиксельно, а (как понятно из названия) на каждой вершине, и возвращают не только цвет, но и позицию вершины. Вертексные шейдеры обычно ответственны за проецирование и отрисовку 3D-сцены на экране (возмжоность, встроенная в большинство графических движков). Пиксельные же шейдеры ответственны за создание продвинутых визуальных эффектов, именно поэтому мы обратили основное внимание именно на них.

Финальная задача: Сможете ли вы написать шейдер, который удаляет зеленый экран из видео на ShaderToy и вставляет вместо него другое видео на заднем плане?

На этом все! Обратная связь и вопросы горячо приветствуются. Вопросы можно также задавать в комментариях. В следующих уроках будут освещены вопросы более глубокой работы с цветом, а также основы систем освещения, в будущем также возможны уроки по подготовке шейдеров для конкретных платформ или симуляция жидкостей с помощью шейдеров.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

1. Game Development
  2. Shaders
Gamedevelopment

A Beginner's Guide to Coding Graphics Shaders

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:
This post is part of a series called A Beginner's Guide to Coding Graphics Shaders.
A Beginner's Guide to Coding Graphics Shaders: Part 2

Learning to write graphics shaders is learning to leverage the power of the GPU, with its thousands of cores all running in parallel. It's a kind of programming that requires a different mindset, but unlocking its potential is worth the initial trouble. 

Virtually every modern graphics simulation you see is powered in some way by code written for the GPU, from the realistic lighting effects in cutting edge AAA games to 2D post-processing effects and fluid simulations. 

A scene in Minecraft, before and after applying a few shaders.

The Aim of This Guide

Shader programming sometimes comes off as an enigmatic black magic and is often misunderstood. There are lots of code samples out there that show you how to create incredible effects, but offer little or no explanation. This guide aims to bridge that gap. I'll focus more on the basics of writing and understanding shader code, so you can easily tweak, combine, or write your own from scratch!

This is a general guide, so what you learn here will apply to anything that can run shaders.

So What is a Shader?

A shader is simply a program that runs in the graphics pipeline and tells the computer how to render each pixel. These programs are called shaders because they're often used to control lighting and shading effects, but there's no reason they can't handle other special effects. 

Shaders are written in a special shading language. Don't worry, you don't have to go out and learn a completely new language; we will be using GLSL (OpenGL Shading Language) which is a C-like language. (There are a bunch of shading languages out there for different platforms, but since they're all adapted to run on the GPU, they're all very similar.)

Note: This article is exclusively about fragment shaders. If you're curious about what else is out there, you can read about the various stages in the graphics pipeline on the OpenGL Wiki.

Let's Jump In!

We'll use ShaderToy for this tutorial. This lets you start programming shaders right in your browser, without the hassle of setting anything up! (It uses WebGL for rendering, so you'll need a browser that can support that.) Creating an account is optional, but handy for saving your code.

Note: ShaderToy is in beta at the time of writing this article. Some small UI/syntax details may be slightly different. 

Upon clicking New Shader, you should see something like this:

Your interface might look slightly different if you're not logged in.

The little black arrow at the bottom is what you click to compile your code.

What's Happening?

I'm about to explain how shaders work in one sentence. Are you ready? Here goes!

A shader's sole purpose is to return four numbers: r, g, b,and a.

That's all it ever does or can do. The function you see in front of you runs for every single pixel on screen. It returns those four color values, and that becomes the color of the pixel. This is what's called a Pixel Shader (sometimes referred to as a Fragment Shader). 

With that in mind, let's try turning our screen a solid red. The rgba (red, green, blue, and "alpha", which defines the transparency) values go from 0 to 1, so all we need to do is return r,g,b,a = 1,0,0,1. ShaderToy expects the final pixel color to be stored in fragColor.

Congratulations! This is your very first working shader!

Challenge: Can you change it to a solid grey color?

vec4 is just a data type, so we could have declared our color as a variable, like so:

This isn't very exciting, though. We have the power to run code on hundreds of thousands of pixels in parallel and we're setting them all to the same color. 

Let's try to render a gradient across the screen. Well, we can't do much without knowing a few things about the pixel we're affecting, such as its location on screen...

Shader Inputs

The pixel shader passes a few variables for you to use. The most useful one to us is fragCoordwhich holds the pixel's x and y (and z, if you're working in 3D) coordinates. Let's try turning all the pixels on the left half of the screen black, and all those on the right half red:

Note: For any vec4, you can access its components via obj.x, obj.y, obj.z and obj.w or via obj.r, obj.g, obj.b, obj.a. They're equivalent; it's just a convenient way of naming them to make your code more readable, so that when others see obj.r, they understand that obj represents a color.

Do you see a problem with the code above? Try clicking on the go fullscreen button in the bottom right of your preview window.

The proportion of the screen that is red will differ depending on the size of the screen. To ensure that exactly half of the screen is red, we need to know how big our screen is. Screen size is not a built in variable like pixel location was, because it's usually up to you, the programmer who built the app, to set that. In this case, it's the ShaderToy developers who set the screen size.  

If something is not a built in variable, you can send that information from the CPU (your main program) to the GPU (your shader). ShaderToy handles that for us. You can see all the variables being passed to the shader in the Shader Inputs tab. Variables passed in this way from CPU to GPU are called uniform in GLSL. 

Let's tweak our code above to correctly obtain the center of the screen. We'll need to use the shader input iResolution:

If you try enlarging the preview window this time, the colors should still perfectly split the screen in half.

From a Split to a Gradient

Turning this into a gradient should be pretty easy. Our color values go from 0 to 1, and our coordinates now go from 0 to 1 as well.

And voila! 

Challenge: Can you turn this into a vertical gradient? What about diagonal? What about a gradient with more than one color?

If you play around with this enough, you can tell that the top left corner has coordinates (0,1), not (0,0). This is important to keep in mind. 

Drawing Images

Playing around with colors is fun, but if we want to do something impressive, our shader has to be able to take input from an image and alter it. This way we can make a shader that affects our entire game screen (like an underwater-fluid effect or color correction) or affect only certain objects in certain ways based on the inputs (like a realistic lighting system).

If we were programming on a normal platform, we would need to send our image (or texture) to the GPU as a uniform, the same way you would have sent the screen resolution. ShaderToy takes care of that for us. There are four input channels at the bottom:

ShaderToy's four input channels.

Click on iChannel0 and select any texture (image) you like.

Once that's done, you now have an image that's being passed to your shader. There's one problem, however: there's no DrawImage() function. Remember, the only thing the pixel shader can ever do is change the color of each pixel. 

So if we can only return a color, how do we draw our texture on screen? We need to somehow map the current pixel our shader is on, to the corresponding pixel on the texture:

Depending on where the (0,0) is on the screen, you might need to flip the y axis to map your texture correctly. At the time of writing, ShaderToy has been updated to have its origin at the top left, so there's no need to flip anything.

We can do this by using the function texture(textureData,coordinates), which takes texture data and an (x, y) coordinate pair as inputs, and returns the color of the texture at those coordinates as a vec4.

You can match the coordinates to the screen in any way you like. You could draw the entire texture on a quarter of the screen (by skipping pixels, effectively scaling it down) or just draw a portion of the texture. 

For our purposes, we just want to see the image, so we'll match the pixels 1:1:

With that, we've got our first image!

Now that you're correctly pulling data from a texture, you can manipulate it however you like! You can stretch it and scale it, or play around with its colors.

Let's try modifying this with a gradient, similar to what we did above:

Congratulations, you've just made your first post-processing effect!

Challenge: Can you write a shader that will turn an image black and white?

Note that even though it's a static image, what you're seeing in front of you is happening in real time. You can see this for yourself by replacing the static image with a video: click on the iChannel0 input again and select one of the videos. 

Adding Some Movement

So far all of our effects have been static. We can do a lot more interesting things by making use of the inputs that ShaderToy gives us. iGlobalTime is a constantly increasing variable; we can use it as a seed to make periodic effects. Let's try playing around with colors a bit:

There are sine and cosine functions built into GLSL, as well as a lot of other useful functions, like getting the length of a vector or the distance between two vectors. Colors aren't supposed to be negative, so we make sure we get the absolute value by using the abs function.

Challenge: Can you make a shader that changes an image back and forth from black and white to full color?

A Note on Debugging Shaders

While you might be used to stepping through your code and printing out the values of everything to see what's going on, that's not really possible when writing shaders. You might find some debugging tools specific to your platform, but in general your best bet is to set the value you're testing to something graphical you can see instead.

Conclusion

These are only the basics of working with shaders, but getting comfortable with these fundamentals will allow you to do so much more. Browse through the effects on ShaderToy and see if you can understand or replicate some of them!

One thing I didn't mention in this tutorial is Vertex ShadersThey're still written in the same language, except they run on each vertex instead of each pixel, and they return a position as well as a color. Vertex Shaders are usually responsible for projecting a 3D scene onto the screen (something that's built into most graphics pipelines). Pixel shaders are responsible for many of the advanced effects we see, so that's why they are our focus.

Final challenge: Can you write a shader that removes the green screen in the videos on ShaderToy and adds another video as a background to the first?

That's all for this guide! I'd greatly appreciate your feedback and questions. If there's anything specific you want to learn more about, please leave a comment. Future guides could include topics like the basics of lighting systems, or how to make a fluid simulation, or setting up shaders for a specific platform.

Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.